Не метапредметность обсуждаем))) А как её на практике организовать/соорудить/сделать))))
Участников: 4
Страница 1 из 1
Не метапредметность обсуждаем))) А как её на практике организовать/соорудить/сделать))))
Вот что интересно: а как метапредметность можно организовать/соорудить/сделать)))) в рамках обычного классного часа? Есть идеи? Смело делитесь! Будет очень интересно нам потом творчески пользоваться этим банком пеликаньих идей)))
Re: Не метапредметность обсуждаем))) А как её на практике организовать/соорудить/сделать))))
Активная ветка)))
Мож для начала вспомним теорию?
Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
• развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
• мыследеятельностная педагогика;
• коммуникативная дидактика;
• эвристическое обучение;
• логико-смыслового моделирования;
• школа М.Щетинина и др.
Освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения:
• развивающего обучения;
• критического мышления;
• ТРИЗ (АРИЗ);
• технологический компонент личностно-ориентированного урока;
• общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.).
Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатные графы, схем «фишбоун», различные техники графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
Так вот, в своей практике активно использую ментальные карты и кластеры. Примеры в приложенных файлах. Наглядно, красиво, эффективно.
Мож для начала вспомним теорию?
Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
• развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
• мыследеятельностная педагогика;
• коммуникативная дидактика;
• эвристическое обучение;
• логико-смыслового моделирования;
• школа М.Щетинина и др.
Освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания, основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей, происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения:
• развивающего обучения;
• критического мышления;
• ТРИЗ (АРИЗ);
• технологический компонент личностно-ориентированного урока;
• общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.).
Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатные графы, схем «фишбоун», различные техники графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
Так вот, в своей практике активно использую ментальные карты и кластеры. Примеры в приложенных файлах. Наглядно, красиво, эффективно.
Дорошенко Иван- Сообщения : 17
Дата регистрации : 2016-03-20
Откуда : Комсомольск-на-Амуре
Re: Не метапредметность обсуждаем))) А как её на практике организовать/соорудить/сделать))))
ТРИЗ отличная вещь! В большей степени со своими учениками работу с использованием такого приема строю на занятиях по внеурочной деятельности. И пожалуй одна из самых любимых детьми задачек, такая казалось бы старая картинка про советских туристов.
Воробьева Маргарита- Сообщения : 7
Дата регистрации : 2018-04-03
Откуда : Николаевск-на-Амуре
Re: Не метапредметность обсуждаем))) А как её на практике организовать/соорудить/сделать))))
Принимая участие в апробации устного экзамена по русскому языку в 9 классе в качестве экзаменатора-собеседника, столкнулась с проблемой. Вызывающий огорчение процент ребят не умеют пересказывать текст, правильно формулировать свои мысли, отвечать на вопросы распространенными предложениями, оформляя свою речь оборотами, вводными словами, используя сравнения и т.д. Решить эту проблему современных мало читающих школьников (впрочем, и их родителей) можно только общими усилиями всех учителей-предметников. Навыки работы с учебным текстом (умение озаглавить текст, выделить главное / второстепенное, детали, обозначить сюжетную линию, описать действующих лиц, явления; назвать идею / тему; обозначить подтемы или минитемы; сделать вывод; пересказать и т.д.) - один из примеров метапредметности.
Полях Елена- Сообщения : 4
Дата регистрации : 2018-04-08
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения